Кризис семи лет для ребенка является одним из самых трудных. Так как, кроме возрастных перемен, наступают координальные перемены в жизни бывшего дошколенка.
В это время ребенок прощается с детским садом: воспитателями, ребятами, детсадовским укладом жизни. Начинается новый этап взросления – поступление в школу.
Период адаптации к школе можно разделить на несколько этапов:
- физиологическая адаптация;
- психологическая адаптация;
- социальная адаптация.
Физиологическая адаптация
Этот вид школьной адаптации в свою очередь делится на несколько этапов:
— ориентировочная адаптация заключается в физиологическом напряжении. Все системы организма ребенка работают на пределе, в результате чего очень часто в самом начале обучения случаются простудные заболевания. Длительность этого периода: 2-3 недели.
— неустойчивое приспособление происходит в виде самостоятельного поиска детским организмом пути решения новых проблем, способов реагирования на возникающие ситуации.
— относительно устойчивое приспособление заключается в уменьшении общего напряжения организма.
Весь период физиологической адаптации длится 5-6 недель, особое внимание следует обратить на первую и четвертую недели, так как они являются самыми сложными.
Психологическая адаптация
Ребенок приобретает статус более взрослого человека, на которого накладываются определенные ответственности и обязанности: приготовление уроков, посещение школы, дисциплинированное поведение. Изменяется окружение ребенка, в значительной степени ограничивается двигательная активность детей, а так же меняется форма подачи учебного материала (в детском саду этой формой была игра).
В этот период ребенок может начать вести себя необычно: стать более шумным или, наоборот, тихим, могут возникать капризы и плаксивость, часто происходят нарушения аппетита и сна.
Единственным разумным поведением взрослых в этот момент является терпение. Этот непростой период нужно переждать, признавая право ребенка на такое поведение. И не нужно боятся, что первоклассник останется таким навсегда. Конечно, ребенок изменится, но большинство негативных проявлений, уйдет с привыканием.
Социальная адаптация
Социальная адаптация обусловлена появлением новой поведенческой роли ребенка – роли школьника.
Для облегчения социальной адаптации нужно постараться еще до школы привить ребенку следующие навыки:
— умение общаться, находить общий язык с окружающими, как ровесниками, так и взрослыми людьми;
— умение слушать, планировать свою деятельность, обдумывать ошибки и полученный результат и т.д.;
Главное для взрослых – помнить, что ребенку в этот период очень сложно, и стараться помогать ему любыми возможными способами, оставляя возможность действовать самостоятельно.